Многие популярные издания, посвященные потребительской электронике, всерьез называют домашний кинотеатр одним из главных культурных достижений ушедшего двадцатого века. С такой оценкой можно спорить, но факт остается фактом - по социологическим опросам, проведенным в США, в шкале ценностей <среднего американца> домашний кинотеатр прочно занимает почетное третье место после собственного дома и автомобиля. Нам, конечно, далеко до проблем жителей родины Микки-Мауса. Но уже сейчас состояние рынка аудио- и видеотехники позволяет надеяться, что подобная аппаратура из заморской диковинки превратится в широко доступное средство домашних развлечений. >
Ключевым моментом, позволяющим сделать подобный вывод, является неуклонное снижение цен на проигрыватели DVD. Хотя само понятие домашнего кинотеатра сложилось за несколько лет до появления технологии Digital Versatile Disc (цифровой универсальный диск), именно эта разработка позволила добиться по-настоящему высококлассного звучания и изображения в доступной по цене домашней AV-системе.
DVD-проигрыватель
Итак, что же собою представляет современный проигрыватель DVD? Это не просто устройство, с помощью которого можно воспроизводить звук и изображение с дисков DVD и VCD или музыку с CD, работать с файлами МРЗ и даже демонстрировать статичное изображение. Такой плеер реализует еще и многие интересные функции, заложенные именно в формат DVD. Например, это выбор звуковой дорожки кинофильма - из нескольких языковых вариантов или одного из 32 наборов субтитров. Скажем, если вы изучаете английский язык, то весьма полезно посмотреть голливудское кино с оригинальным англоязычным саундтреком и русскими субтитрами.
Стандартные функции управления воспроизведением позволяют выполнить ускоренный или замедленный просмотр, сделать стоп-кадр, использовать эффект <стробирования> и т.д. Используя соответствующим образом записанные диски, проигрыватель DVD дает возможность выбрать тот ракурс камеры, под которым вы хотите посмотреть определенный фрагмент программы. Например, концертное выступление можно увидеть из зала, сверху или вблизи - крупным планом.
Отдельного упоминания заслуживает опять же стандартная для большинства современных DVD-плейеров функция <родительского контроля>. Воспроизведение занесенных в стоп-лист дисков будет блокировано, дабы блюсти нравственность подрастающего поколения.
И, разумеется (о чем мы уже упоминали), проигрыватель DVD способен с высочайшим качеством воспроизводить цифровое видео, записанное в формате MPEG-2 (а некоторые модели - еще и в MPEG-4), и многоканальную звуковую дорожку. Последняя может содержать до ceми независимых цифровых каналов, закодированных в одном или нескольких конкурирующих между собой форматах пространственного звучания. В некоторых плеерах имеется встроенный декодер, позволяющий получить на выходе аналоговый сигнал 5.1.
AV-ресивер
Но в большинстве домашних кинотеатров средней ценовой категории следующим компонентом на пути сигнала является AV-ресивер. Он выполняет несколько функций. Это устройство является основным коммутационным блоком, позволяющим объединить в AV-систему различные элементы. Ведь в качестве источников аудио- и видеосигнала в домашнем кинотеатре могут использоваться видеомагнитофон Hi-Fi, проигрыватель лазерных дисков LD, спутниковый тюнер. Именно ресивер преобразовывает цифровой звуковой сигнал в аналоговое аудио для правого и левого фронтальных каналов, центра, левого и правого <тыла>, а также низкочастотного канала сабвуфера. Стандартным набором форматов пространственного звучания для ресиверов среднего уровня являются Dolby Pro Logic II, Dolby Digital и DTS. Более дорогие модели реализуют также форматы Dolby Surround EX (THX Surround EX) и DTS-ES, где дополнительно выделяется еще один или два канала центрального тыла.
С помощью алгоритмов Dolby Pro Logic II и DTS Neo:6 ресивер может осуществлять пространственное разложение стереосигнала, что актуально при просмотре фильмов на кассетах VHS и дисках VCD. Также некоторые фирмы-изготовители оснащают свои модели оригинальными сигнальными процессорами, позволяющими <раскрасить> звучание дополнительными спецэффектами. А встроенный тюнер дает возможность принимать радиостанции в диапазонах AM и FM.
И, наконец, ресивер является <мускулатурой> домашнего кинотеатра, так как он имеет <на борту> многоканальный усилитель мощности.
Акустика
На комплект акустики для домашнего кинотеатра возлагается весьма нелегкая задача - обеспечить воспроизведение звуковой дорожки кинофильма, адекватное масштабу событий на экране. Это значит, что идеальные колонки должны одинаково хорошо передавать музыку, человеческие голоса, окружающие нас повседневно звуки, а также выдавать мощный саунд в батальных сценах и при отработке других насыщенных низкими частотами спецэффектов. В большинстве домашних кинотеатров применяются четыре типа акустических систем - фронтальная пара, громкоговоритель центрального канала, мониторы для тыловых каналов и активный сабвуфер.
Фронтальные колонки <пропускают> через себя большую часть информации, содержащейся в звуковой дорожке кинофильма. К ним в полной мере относятся все требования, о которых шла речь выше. Обычно это достаточно большие напольные колонки, и у большинства фирм-изготовителей, работающих в начальной и средней ценовой категории, они имеют двухполосную конструкцию. Неплохо, когда СЧ/НЧ-диапазон обслуживают две динамические головки. Такое решение позволяет повысить качество звучания акустики именно в домашнем кинотеатре. Дело в том, что для создания одинакового звукового давления катушки двух спаренных динамиков должны смещаться на вдвое меньшее расстояние, чем катушка одного. Таким образом, даже при большой громкости звуковые катушки остаются в своей оптимальной рабочей области, что значительно уменьшает искажения.
Немалая нагрузка ложится и на громкоговоритель центрального канала - он должен воспроизводить почти все диалоги, звуковые спецэффекты и частично музыкальное сопровождение. Не стоит недооценивать значение этой колонки. Многие ресиверы позволяют обойтись и без <центра> - они используют режим <фантомного> центрального канала, разделяя его сигнал между левой и правой фронтальными АС. Но в этом случае, как правило, страдает пространственная локализация звуковых образов. Из-за специфики работы центрального спикера, который должен прежде всего хорошо воспроизводить средние частоты, его конструкция имеет определенные особенности. Обычно эта колонка оборудована двумя СЧ/НЧ-динамиками, между которыми располагается высокочастотная головка. Устанавливается она горизонтально на монитор, иногда крепится над или под ним. Принцип распространения звуковых волн у этого типа АС заключается в равномерном и ненаправленном их излучении в горизонтальной плоскости.
Задача тыловых мониторов несколько отличается от функций фронтальной пары и центрального спикера. Она состоит в том, чтобы воспроизвести естественную акустическую среду, поместить зрителя в центр насыщенного звукового поля. Обычно для <тыла> используются <младшие> модели акустических систем из той же линейки, что и фронтальная пара. В идеальном варианте <в тылу> должны работать идентичные фронтальным АС. Главное, чтобы все колонки в комплекте акустики для домашнего кинотеатра имели одинаковый <звуковой почерк>.
Это правило не относится к активному сабвуферу. Сабвуфер - это специальный громкоговоритель, предназначенный для воспроизведения самых низких частот. Басовые спецэффекты, особенно в фильмах жанра action, значительно усиливают эмоциональное воздействие картины на зрителей. Активный сабвуфер имеет встроенный усилитель мощности, регуляторы громкости и частоты среза, иногда переключатель фазы. Две последние регулировки облегчают инсталляцию <басовика> в комнате прослушивания и обеспечивают согласованность его работы с остальной акустикой системы.
Видеоустройство
Домашний кинотеатр имеет две основные составляющие - звук и изображение. С первой, наиболее <загадочной> областью мы разобрались. С видеооборудованием дела обстоят намного проще. Самым распространенным средством отображения видеосигнала в домашнем кинотеатре является обыкновенный кинескопный телевизор. Учитывая тот факт, что при малом расстоянии от места просмотра до экрана зрителю становится видна строчная структура изображения, то 32-дюймового телевизора в большинстве помещений вполне достаточно. В пользу такого выбора говорят и другие
факторы. Телевизоры на электронно-лучевых трубках доступны по цене, просты в настройке и эксплуатации. Их можно смотреть в условиях высокой освещенности. Лучшие модели наиболее авторитетных производителей отличаются высоким уровнем контраста и реалистичной цветопередачей.
Чтобы получить больший размер экрана с минимальными финансовыми затратами, энтузиастам домашнего кинотеатра можно порекомендовать проекционный телевизор. <Проекционники> обеспечивают высокое качество изображения на экране до 61 дюйма. Если раньше эти аппараты выглядели слишком громоздко и неуклюже, то современные модели не требуют большого пространства и легко вписываются в интерьер. В аппаратах лучших фирм не столь очевиден и основной недостаток этого оборудования - небольшая яркость изображения.
Вот мы и добрались до плазменных телевизоров и мониторов. Благодаря появлению на рынке этих устройств, в составе домашнего кинотеатра стало возможным использование совершенно плоского экрана огромных размеров. Сейчас выпускаются плазменные мониторы с диагональю до 71 дюйма. Стоят они, конечно, не дешево, но в отличие от описанных ранее кинескопных и проекционных телевизоров обеспечивают равномерную яркость изображения на всей площади экрана.
Нашим экспертам приходилось тестировать и относительно новое оборудование - телевизоры с большим экраном на жидкокристаллических матрицах. Впечатление они оставляют благоприятное, но такие аппараты стоят пока дорого.
По-настоящему <киношное> изображение можно получить с помощью видеопроектора. В системах класса High-End это проектор на электронно-лучевых трубках. Именно он формирует изображение, по качеству наиболее приближенное к кинопленке. Но за великолепную разрешающую способность этих аппаратов приходится дорого платить. Такой проектор нуждается в высокопрофессиональной настройке и регулировке при установке, да еще и в периодической (оптимально - раз в полгода) перенастройке из-за снижения светового потока трубок.
Легки в обращении, мобильны, портативны и относительно дешевы видеопроекторы на жидкокристаллических матрицах. Их отличают высокие значения величины светового потока и отношения контраста. Некоторые фирмы выпускают ЖК-проекторы, оптимизированные для работы именно в домашнем кинотеатре с отношением сторон экрана 16:9. <Врожденным недостатком> этих моделей, который обусловлен технологией формирования изображения, можно считать недостаточную насыщенность черного цвета.
Другой класс проекторов, весьма перспективный в плане использования в домашнем кинотеатре, - аппараты, в основе которых использована технология микрозеркал. По сравнению с ЖК-проекторами они выдают менее дискретное изображение. Кроме того, они лучше воспроизводят черный цвет. Теоретически <микрозеркалки> могут обеспечивать даже более высокую цветовую точность, чем проекторы на ЭЛТ. Но кто победит в этой гонке технологий, покажет время.
Разумеется, данный материал не претендует на роль даже краткой энциклопедии домашнего кинотеатра. <За кадром> у нас осталось подробное описание форматов пространственного звучания. Дабы не пугать неискушенного читателя, мы не стали писать о сложных многокомпонентных системах с отдельными А/-процессорами и усилителями мощности, о комплектах оборудования с поддержкой <высоких> форматов 6.1 и 7.1.