Компания AAD имеет неплохие шансы завоевать для себя место под солнцем у самых именитых производителей акустики. Она была основана при непосредственном участии Фила Джонса - талантливого и опытного инженера, который начинал менеджером в Wharfedale, позже перешел в британскую Acoustic Energy (принимал участие в разработке знаменитых «референсов»), а после переезда в США успел даже потрудиться над топовой акустикой вместе с инженерами Boston. Опыт Фила, впрочем, нетрудно оценить и по его нынешним самостоятельным разработкам.
Не правда ли, подковообразный безрезонансный корпус с парой скругленных портов сзади формой и пропорциям весьма напоминает все британские АС нового поколения? Фил, пожалуй, даже опередил мысль специалистов KEF и Wharfedale - S-5 имеет удобную поворотную платформу! От сотрудничества с АЕ Джонс явно унаследовал и интерес к длинноходовым мидбасовикам небольшого калибра. В S-5 установлена пара 135-миллиметровых головок с очень легкими и жесткими диффузорами из композита на основе стекловолокна. А дюймовая металлическая пищалка с развитым апертурным телом недвусмысленно намекает на «бостоновскую страницу» в биографии Джонса.
Несмотря на скромную излучающую площадь драйверов и двухполосную конструкцию, звучат S-5, как солидные трехполоски. Динамика по НЧ - умеренная, даже немного сдержанная, зато вся басовая полоса воспроизводится ровно, подробно, с хорошей поддержкой на самых низких частотах. В средней и высокой полосах акустика показывает отличные динамические качества. И не только это. Подкупает высокое звуковое разрешение в вокальной области, детальность на дискантах и безупречно острая фокусировка мнимых источников в звуковой сцене. Задние планы несколько приближены, а образам слегка не хватает телесности, но стереокартинка, которую формируют S-5, получается на удивление зримой. Хорош в целом и тональный баланс, хотя здесь у американской акустики мы нашли как достоинства, так и недочеты. Звучание S-5 полностью очищено от ящичных призвуков и резонансов - это, безусловно, плюс. Однако верхняя полоса, на субъективный взгляд, не отличается идеальной линейностью - акустика воспроизводит дисканты более воздушно и одновременно более ярко. Наверняка измерения покажут подъем АЧХ в области 5 и выше 15 кГц, а на звонких 8 - 10 кГц придется небольшой спад. Но такая характеристика могла быть сделана нарочно, чтобы устранить металлический призвук, который нередко дают пищалки с титановыми куполами.
Плюсы
Высокое звуковое разрешение в средней и высокой полосах вкупе с острейшей пространственной локализацией. Отсутствие ящичных призвуков. Линейный бас.
Минусы
Динамические качества на низких частотах не так хороши, как на средних и высоких. Дисканты воспроизводятся недостаточно линейно, хотя воздушно и насыщенно.
Рекомендации
Поворотом АС относительно точки прослушивания, добейтесь наименее окрашенной передачи ВЧ. С платформами S-5 эту операцию можно сделать легко и с высокой точностью.
Дополнительно:
Зависимость модуля полного сопротивления от частоты AAD S-5
У колонок не очень ровный, но довольно высокий импеданс. Номинальное значение на 130 Гц - 7 Ом, что очень близко к заявленному, и более низких на графике не наблюдается. Поэтому проблем с выбором усилителя не будет, ведь большой ток от него не потребуется. Да и с фазой у этих АС все в порядке, она меняется в узких пределах ±36 град., что свидетельствует о незначительной реактивной составляющей нагрузки. Фазоинвертор настроен на 37 Гц, а полосы между среднечастотником и твитером делятся около 2300 Гц. Фильтры сложные, с фазовыравнивающими звеньями.
Амплитудно-частотная характеристика AAD S-5
Провалы на АЧХ на 500 и 1800 Гц объясняются интерференцией противофазных сигналов вблизи частот раздела полос. Поскольку глубина их невелика, около 5 дБ, вряд ли на слух будет что-нибудь заметно. А вот плавный подъем, начинающийся с 4 кГц и достигающий тех же 5 дБ на 20 кГц, может повлиять на тональный баланс. Впрочем, от излишней яркости 8 верхнем регистре легко избавиться разворотом колонок внутрь градусов на 15. Правда, при этом появится еще один провал, на 10 кГц. Зато с басом здесь все в порядке - спад на -3 дБ происходит на 27 Гц. А в целом дисперсия у этих АС неплохая - кривые, снятые при отклонениях от акустической оси на 30 и 50 град., полностью идентичны. Так что даже при несимметричной установке колонок относительно слушателя можно рассчитывать на хорошую звуковую сцену и широкую зону стереоэффекта. Чувствительность AAD средняя, поэтому мощность усилителя для комнаты 20 - 25 м2 должна быть не менее 50 Вт.